Совместный проект
Главная » Новости » «Есть некий свет, что тьма не сокрушит»

«Есть некий свет, что тьма не сокрушит» 20 февраля 2015

19 февраля в Москве состоялся второй вечер для гостей Салона Татьяны Львовой на тему: «История российского предпринимательства и Герои нашего времени. Кто они?».

На вечере, прошедшем при поддержке комитета «Деловой России» по социальному предпринимательству и меценатству, была представлена тематическая выставка «Империя последнего царя».

Девиз Салона Татьяны Львовой: «Есть некий свет, что тьма не сокрушит» (И. Бунин). Идея Салона — выявлять этот свет, которым является наша история, культура, традиции, которую создавали, развивали и сохраняли наши предки, в том числе и промышленники, и предприниматели. Это свет продолжают сохранять и сегодня герои нашего времени.

История российского предпринимательства раскрывает для нас истинные черты российского делового сообщества. Представители российской деловой элиты отличались предприимчивостью, смекалкой, размахом, многосторонней деятельностью в сфере меценатства и благотворительности. Делом чести российского предпринимателя было развитие территорий, продвижение научных идей, поддержка исторического и культурного наследия. Основывались заводы, строились железные дороги, открывались школы, больницы, приюты – и целые династии становились меценатами. Мы – создающие будущее России — что знаем сегодня мы о российских предпринимателях и об их деяниях? Сейчас у нас тоже есть благотворительность, тоже есть предприниматели. Все это существует. Как это было тогда, и как это сейчас? Чем нынешние благотворители отличаются от cвоих предшественников, которые прославляли Россию в прошлом? Кто они – герои нашего века? Кто сегодня формирует образ классического русского делового человека?

Нам есть у кого учиться

Расцвет русского предпринимательства пришелся на период рубежа XIX-XX веков. Бурное развитие этой эпохи было ознаменовано таким мощным импульсом, как отмена крепостного права. Примечательно, что гости Салона Татьяны Львовой собрались именно 19 февраля — в этот день (правда, по старому стилю) в 1861 году был принят знаменитый Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей». К тому времени российское дворянство в своей массе начинает беднеть и уходит на второй план, а в лидеры выбиваются сыновья и внуки бывших крепостных.

В результате формируется уникальный русский образ человека дела, производственника, идущий в прямом смысле «от сохи». Этот человек знаком с Россией, с русской землей не понаслышке — отсюда вся его смекалка, трудолюбие и ответственность. Именно эти качества позволили, например, Алексею Ивановичу Абрикосову не только возродить дело своего деда и отца, но и стать в середине 1870-х годов крупнейшим производителем кондитерских изделий (ныне Кондитерский концерн Бабаевский), выпускавшим 500 тонн продукции в год.

Впрочем, и пореформенные дворяне, помимо образа ностальгирующей разорившейся Раневской в чеховском «Вишнёвом саду», дали из своей среды примеры неимоверного подвижничества. Здесь надо, прежде всего, назвать незаслуженно забытого создателя целой сельскохозяйственной отрасли – маслосырного производства — брата знаменитого батального живописца Василия Васильевича Верещагина Николая Васильевича. Именно его стараниями первая в стране сыроварня в Тверской губернии дала жизнь сотням артелей, превратившись затем в школу молочного хозяйства. Изобретенное Верещагиным масло по «нормандскому» рецепту с характерным ореховым привкусом получило название «Парижское» и  под этим брендом завоевало множество европейских наград. Только в 1939 г. знаменитое масло было переименовано во всем известное ныне «Вологодское». При этом Верещагин все свои открытия немедленно публиковал для всеобщего использования, ведя жизнь не предпринимателя, но пропагандиста и популяризатора новой для страны отрасли. В результате Россия, еще в 1870-е годы вообще не вывозившая масло в Европу, в 1897 г. экспортировала более 500 тыс. пудов на сумму 5,5 млн. рублей, а в 1905 г. — уже 2,5 млн. пудов на сумму в 30 млн. рублей. Сам же Верещагин, чтобы расплатиться с долгами, перед смертью был вынужден заложить свое имение.

Характерно, что значительная, если не большая часть предпринимателей второй половины XIX- начала ХХ века была из старообрядческой среды. В Москве, например, вокруг одноименных кладбищ сложилось две крупнейшие старообрядческие общины – Рогожская и Преображенская. Старообрядцы выделялись из общей массы своим глубоко истовым отношением к делу, неимоверной честностью и обязательностью. Есть мнение, что многие предприниматели-старообрядцы своим довольно неожиданным возвышением обязаны использованию по взаимному согласию капиталов своих общин, которым они, по сути, не столько владели, а управляли.

Пожалуй, самыми знаменитыми предпринимателями из среды старообрядцев были братья Рябушинские. Основатель династии Михаил Яковлевич, будучи выходцем из монастырских крестьян, в дальнейшем сознательно перешел в раскол. Его сыновья Павел и Василий вместе с отцом превратили небольшое текстильное дело в двухмиллионный капитал, который затем стараниями Павла Михайловича стал основой настоящей производственно-финансовой империи. Двадцать миллионов, доставшихся восьмью его наследникам, были вложены в развитие льняного производства, лесного хозяйства, банковского дела, металлообработку, нефтедобычу, типографского и писчебумажного дела, наконец, в автомобилестроение.

Однако, помимо бизнеса, каждый из Рябушинских внес серьезный вклад в развитие отечественной науки, культуры и искусства. Степан Павлович, отвечавший в семье за торговые операции и входивший в совет созданного Рябушинскими Московского банка, славился по Москве одной из лучших в России коллекций икон, часть которой он периодически жертвовал старообрядческим храмам. При этом Степан Рябушинский много сделал для серьезного изучения иконописи, писал научные статьи и даже открыл реставрационную мастерскую. Позднее, уже в эмиграции, с братом Владимиром они создали общество «Икона», ставшее затем художественной школой.

Благодаря Степану же Павловичу Москва обогатилась шедевром архитектурного модерна — в 1900—1902 гг. по его заказу на Малой Никитской улице был выстроен великолепный особняк по проекту модного тогда архитектора Ф.О.Шехтеля.

Михаил Павлович выбрал в качестве объекта коллекционирования живопись. В купленном им в 1909 г. особняке Саввы Морозова на Спиридоновке творения того же Шехтеля разместилась ценнейшая коллекция из более чем двухсот картин русских и зарубежных мастеров: Репина и Левитана, Крамского и Врубеля, Тулуз-Лотрека и Моне, а также многих других. После 1917 г., когда Михаил Рябушинский передал их в Третьяковскую галерею на хранение, Советская власть национализировала эти полотна.

Сергей Павлович, будучи успешным предпринимателем, обнаружил в себе недюжинный талант скульптора-анималиста. Будучи «передвижником», он с 1909 г. с успехом выставлял свои работы, часть из которых была приобретена Третьяковской галереей.

Дмитрий Павлович, выделившись из семейного бизнеса, стал учёным с поистине мировым именем. По окончании Московского университета, он при поддержке Н.Жуковского в 1904 г. основал первый в мире Аэродинамический институт в подмосковном семейном имении Кучино. Здесь же спустя десять лет Д.П.Рябушинский в развитие своих экспериментальных исследований в области воздухоплавания выдвинул «гораздо более трудную и грандиозную» задачу — разработку теории «перелета на другую планету». В 2011 г. в г. Железнодорожный Дмитрию Павловичу, единственному пока из Рябушинских, был воздвигнут памятник работы скульптора С.Ялоза.

Фёдор Павлович Рябушинский пожертвовал свои средства Русскому Географическому обществу для организации в 1908—1909 гг. естественнонаучной экспедиции на Камчатку, высоко оцененной известным географом П.П.Семёновым-Тян-Шанским. К сожалению, до итоговой выставки по результатам этой экспедиции, Фёдор не дожил, скончавшись в 1910 г. от чахотки в неполные 25 лет.

Крепость семейных традиций, вера в Бога, любовь и забота о ближних пронизывали деятельность многих предпринимателей-старообрядцев. Так, на текстильной фабрике, основанной еще в самом конце XVIII века выходцем из монастырских крестьян Троице-Сергиевой Лавры Василием Ивановичем Прохоровым и его компаньоном (впоследствии отделившимся) мастером Федором Резановым на Трех горах за речкой Пресней, начиная с 1820 г. развивалось то, что позднее было названо социальным обеспечением трудящихся. На Трехгорке действовали начальные школы, вечерние классы для малолетних рабочих, воскресные школы для взрослых, библиотека, классы оркестровой музыки и церковный хор. Полностью осуществлялось социальная поддержка рабочих: выплата пенсий, медицинское обслуживание и тому подобное. Атрибутом корпоративной культуры Трехгорной мануфактуры была пропаганда здорового образа жизни, и это относилось не только к физическому, но и к нравственному здоровью работников — действовали жесткие правила, предписывающие трезвое и благородное поведение, запрещающие прогулы и сквернословие, особенно в присутствии малолетних учеников. Невыполнение этих предписаний неизбежно влекло за собой увольнение.

Многие знают в Москве Театральный музей имени А.А.Бахрушина. Основатель музея, Алексей Александрович Бахрушин, принадлежал к одной из самых уважаемых в Москве купеческих семей – их общим делом было «Товарищество кожевенной и суконной мануфактуры». Кроме того, семья Бахрушиных – это, можно сказать, профессиональные благотворители. В 1888 г. Бахрушины построили на Болотной площади и Софийской набережной «дом бесплатных квартир» для нуждающихся вдов с детьми и учащихся девушек. При доме действовали два детских сада, начальное училище для детей обоего пола, мужское ремесленное училище и профессиональная школа для девочек. Там же имелись общие рабочие контакты с бесплатно предоставленными швейными машинами, бесплатная столовая. Кроме профессионального увлечения театром, Алексей Александрович Бахрушин слыл страстным коллекционером – он сам ездил на различные блошиные рынки, где можно было найти хоть немного уникального антиквариата.

Супругов Абрикосовых — уже упоминавшегося выше Алексея Ивановича и его жену Агриппину Алексеевну — также можно назвать благотворителями от Бога. Их семья входила в совет попечителей шести ремесленных училищ, нескольких московских больниц, включая детскую Морозовскую, шефствовала над церковью Успения на Покровке, оборудовала несколько приютов для бездомных и передала 100 тыс. рублей на перестройку здания Московской консерватории.

Остаток своей жизни Агриппина Алексеевна посвятила организации бесплатного роддома, который и был открыт в конце 1889 г. на Миусской улице. За год в приюте получали одно из лучших в стране вспоможение более 200 рожениц, а общая статистики смертности была невероятно низкой по тем временам – всего один процент. В 1994 г. роддому было возвращено историческое имя, и до закрытия на капремонт в 2012 г. городской родильный дом №6 имени А.А.Абрикосовой еще принимал пациенток.

Стоит отметить, что на Западе причины развития благотворительности были несколько иные, нежели в России. В России на первый план выдвигались религиозно-нравственные мотивы. Для православного человека непререкаемым авторитетом пользовались слова святителя Иоанна Златоуста: «Даешь серебро, а получаешь отпущение грехов; избавляешь бедного от голода, а он избавляет тебя от гнева Божьего». Нищий воспринимался чуть ли не воплощением самого Христа — в народных сказаниях, записанных в XIX веке, можно встретить подобные поучительные истории.

На Западе ситуация была несколько иная. Помимо нравственного долга, благотворителями зачастую двигало стремление к налоговым послаблениям. Также к концу XIX века развилась так называемая «научная» филантропия, которая призывала дозировать помощь нуждающимся и преследовать ею конкретные цели и задачи.

Неудивительно, что старший из Рябушинских, Павел Павлович, будучи не только главой разветвленного рода и успешнейшим предпринимателем, но и ярким политиком, призывал поставить «железный занавес» между Россией и Европой (именно он ввел этот термин впервые в употребление). Еще не был опубликован «Закат Европы» О.Шпенглера, но ощущение этого заката уже было вполне четкое. Поэтому П.П.Рябушинский считал, что нужно бороться за рынки и искать себе партнеров и соперников не в Европе, «где нас никто не любит и не ждет», а на Востоке, «где непочатый край работы». Близкие Павлу Павловичу идеи раннего евразийства заставляли его обращать свой взор на Китай, Монголию, Японию. При этом именно ему принадлежит чеканная фраза: «Я на всю жизнь запомнил, на чем Россия держится. На готовности принять новое, да только примирив его с отеческим устоем». Однако сто лет назад История рассудила немного иначе…

Что мы знаем о Музее предпринимателей, меценатов и благотворителей в Москве?

Известно ли вам о существовании Музея предпринимателей, меценатов и благотворителей в Москве? Скорее всего, нет. Это и не удивительно, ведь сегодня он далеко не в лучшем состоянии. Старое дореволюционное здание требует вложений, но при этом в нем сохранено главное — история. Этот музей — очень знаковое место для наших бизнесменов и общества в целом. В нем собраны доказательства истинной мощи наших предпринимателей – купцов, банкиров, промышленников.

По словам бизнес-психолога и волонтера Музея Марии Забурмах, Музей содержит огромное разнообразие примеров из истории российского предпринимательства, а многое из того, чему мы сейчас учимся по американским кейсам, давно имеет свои красивые аналоги в реалиях дореволюционного российского бизнеса. Пора признать — у нас самих есть, на кого равняться и у кого учиться. Ведь даже сам музей находится в здании, принадлежавшем купцу И.Г.Простякову, в семье которого было 23 собственных ребенка в одном браке. В этом доме Иван Григорьевич основал начальное городское училище, здесь же были поселены в специальных комнатах учителя, которым предприниматель выплачивал зарплату, закупая также для учеников всё, что было необходимо — от учебников до завтраков.

Сейчас Музей меценатов на Донской – это незаменимый инструментарий, который может задавать качество жизни сегодня и завтра. «Любить папу и маму зазывать как-то странно, а ведь Музей – это хранилище памяти об отцах-предпринимателях, моторе жизни нашего общества», — говорит Мария Забурмах.

Деятельность комитета «Деловой России» по социальной ответственности бизнеса, меценатству и благотворительности

На сегодняшний день активным участником популяризации возрождения российских традиций меценатства и благотворительности является комитет «Деловой России» по социальной ответственности бизнеса, меценатству и благотворительности. В «Деловую Россию» входит более 3 000 предпринимателей несырьевого среднего бизнеса. Представители комитета сами являются современными героями нашего времени. Его председатель – Сергей Орлов, генеральный директор ЗАО УК «РВМ Капитал» – известный меценат, поддерживающий театральную деятельность, помогающий дому-музею Булата Окуджавы, развивающий в России тему создания домов престарелых европейского уровня.

«Деловой Россией» и Российским историческим обществом начат проект «История российского предпринимательства», который призван актуализировать в общественном сознании вопросы, связанные с миссией и ролью русского предпринимательства в становлении России. Стержнем проекта является Всероссийская акция «100 великих предпринимателей и меценатов России». Все это говорит о том, что общество в России созрело для возвращения к своим истокам и традициям.

Сегодня у нас тоже есть предприниматели и есть благотворительность. Конечно, ситуация по сравнению с тем, что было сто лет назад, изменилась. Прежде всего, прервались многие традиции. Но нам есть, с кого брать пример. Благодаря конкретным людям оптимизм и надежда на лучшее продолжают питать наши сердца.

Главным гостем вечера для гостей Салона Татьяны Львовой стал основатель одной из лучших школ иностранных языков ВКС-International House, один из крупных благотворителей фонда «Подари жизнь», учредитель благотворительного фонда «Шередарь» Михаил Бондарев. Участники встречи познакомились с видеороликом, где Чулпан Хаматова – актриса, сама много сделавшая для спасения больных детей — рассказывает о благотворительном фонде «Шередарь», созданном для реабилитации детей, которые перенесли тяжелые недуги. Для помощи детям меценат Михаил Бондарев пожертвовал более полумиллиарда рублей. Примечательно, что все детские реабилитационные программы фонда «Шередарь» проходят на территории усадьбы, построенной купцом Сергеем Ивановичем Зиминым неподалеку от Орехово-Зуево. Сам Михаил Бондарев считает продолжателем меценатства Зиминых Дмитрия Зимина, основателя «Билайна», учредителя фонда «Династия». Вот как рассказывает о своем призвании Михаил Бондарев: «Идешь ты по улице и видишь, что человек истекает кровью, и кто ему поможет? Может быть, я и не был для этого предназначен, но я не смог пройти мимо». В результате на сегодняшний день фонд «Шередарь» принял на реабилитацию порядка 300 детей.

В ответ на вопрос одного из гостей Салона Татьяны Львовой о том, что чувствует благотворитель, когда помогает нуждающимся, Михаил Бондарев рассказал одну историю. «Галя Чаликова (также один из крупных благотворителей фонда «Подари жизнь») однажды мне сказала: «Ты у нас из Владимирской области, а у нас во Владимире девочка паллиативная, купи, отвези ей памперсов». Девочку звали Аня, она жила на 5 этаже в 5-этажной хрущовке, это была проходная двухкомнатная квартира, где еще жили пьющая мама и брат с сестрой. Я начал помогать, мы подружились с Аней, потом еще и еще я приезжал. И вот у Ани наступил день рождения – а я знал, что ей уже недолго оставалось до ухода в мир иной. Я спрашиваю: «Что тебе на день рождения подарить»? Она говорит: «Подари мне, пожалуйста, хороший мобильный телефон». Я и моя сотрудница купили ей мобильный телефон, она радуется, играет в мобильный телефон. А я слышу, как в соседней комнате ее брат и сестра спорят, кому достанется этот телефон, после того как она отойдет в мир иной. Cотрудница моя была категорически настроена против мамы, потому что та употребляла не в меру спиртное. А мне кажется, и брат, и сестра, и мама – это героические люди, по-своему, в том смысле, что Бог каждому судья… Я вообще не люблю похороны. Когда я сидел в самолете, собираясь улетать в Индию, мне приходит смска: «Аня ушла». Так вот, если говорить об этой Ане, я могу сказать, что это чистая, где-то даже неземная любовь. Девочка паллиативная, не ходит, чувствует себя плохо…но когда я входил, начиналась какая-то невообразимая музыка между нашими сердцами»…

Поэтому помощь от сердца, от души – это хорошо, неважно тайная она или явная. Но сегодня об этом нужно говорить  - ради тиражирования, нравственного оздоровления общества и формирования достойного образа российского предпринимателя.

Герои нашего времени. Кто они?

Вопрос о предпринимателях — героях нашего времени и общества вызвал трудности среди гостей Салона Татьяны Львовой, что говорит о большом дефиците бескорыстных добрых дел со стороны тех, чья деловая жизнь сложилась благополучно. Скорее всего, герои нашего времени сегодня — это те, кто, преодолевая сопротивление безразличной среды, делает все, чтобы нашему обществу в целом жилось лучше, чем сейчас.

Публичных героев по результатам дискуссии нам удалось выявить не так много, в основном героями нашего времени гости называли «неизвестных солдат». Вот кто привлек внимание участников нашего вечера:

  • Цветков Николай Александрович, глава финансовой корпорации «Уралсиб». Глава «Уралсиба» на собственные деньги создал благотворительный фонд «Виктория» (фонд назван так по имени младшей дочери основателя), который ориентирован на помощь детям-сиротам, в особенности одаренным.
  • Семенов Виктор, основатель и владелец группы компаний «Белая дача». «Белая дача» делает много благотворительных проектов. Благотворительный фонд «Народное предприятие», входящий в группу компаний «Белая Дача», поддержал социальный проект по борьбе с наркотической зависимостью у молодежи.
  • Наталья Касперская и Евгений Касперский — основатели компании «Лаборатория Касперского». «Лаборатория Касперского» ведет активную благотворительную деятельность. Компания представляет бесплатное антивирусное обслуживание школам Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, детскому Центру Технического Творчества (Москва). Компания участвует в проекте ООН и ЮНЕСКО «Иллюстрированные книжки для маленьких слепых детей».
  • Варданян Рубен, руководитель и контролирующий акционер инвестиционной компании «Тройка Диалог», широко известный также благотворительной деятельностью. Рубен Варданян вместе с супругой Вероникой Зонабенд учредили фонд «Рубен и Вероника Варданян и друзья», который финансирует инициированные ими крупнейшие проекты в Армении — «Возрождение Татева», строительство Дилижанской международной школы и др.
  • Бабкин Константин, президент ЗАО «Новое Содружество» и ассоциации «Росагромаш», председатель федерального политического совета «Партии дела», а также автор книги «Разумная промышленная политика, или Как нам выйти из кризиса». Со слов гостей Салона, бизнесмен является истинно неравнодушным и инициативным в вопросах проводимой промышленной политики и активным гражданином нашей страны.
  • Ксения Алферова и Егор Бероев, российские актеры, основатели благотворительного фонда «Я есть».
  • Елисеев Александр, владелец бизнеса по производству термопечей, помогает храмам, больным, осужденным, творческим людям, журналистам, писателям.
  • Друг одного из гостей Салона, фамилию которого осталась не названной. Этот предприниматель на свои средства построил храм, в храме есть воскресная школа. Кроме того, он построил себе птичник, выращивает сам птиц, раздает яйца в детские дома… Есть ощущение, что в центральной России это состояние внутреннего долга перед обществом как форма соборности все еще сохранилось.
  • Дубягин Юрий Петрович, полковник милиции, создал Российскую Ассоциацию содействия розыску детей «РОДЕРО», которую хорошо знают не только россияне, но и во многих странах мира.
  • Несколько неизвестных героев (эти фамилии в истории не остаются) — врачи катастроф, социальный педагог-женщина, которая взяла из детдома несколько взрослых детей, от которых остальные просто отказывались, педагоги – как духовные меценаты.

Дискуссия в Салоне Татьяны Львовой проводилась на фоне тематической выставки «Империя последнего царя», материалами для которой послужила почтовая открытка России конца 19 – начала 20 веков. В рамках выставки представлены портреты России, дома купцов и предпринимателей, являющие собой лучшие образцы архитектуры.

История России дает возможность совершенно по-другому взглянуть на нашу судьбу, найти в этом какие-то скрытые смыслы, возможно, нам удастся вернуться к истокам. Это не означает, что все мы должны стать старообрядцами. Потеряны сами традиции предпринимательства как социально значимого дела. И, что еще грустнее, мы почти не чувствуем гордость за заслуги наших предков. Хочется верить, что именно сейчас, в переломное с точки зрения изменений в международной обстановке время, нам удастся ее вернуть…

 

Есть дополнительная информация?
Партнёры