Совместный проект
Об акции Принять участие Полный список номинантов Сроки проведения Номинанты

Хрущев Михаил Михайлович

Каковыми должны быть устремления гражданина, чтобы, реализовавшись, они принесли благо? Благо, разумеется, для страны, а говоря иными словами, для тысяч и тысяч соотечественников, живущих теми же чаяниями, желаниями, даже суждениями, образно выражаясь, живущих одной семьёй, члены которой по-своему разные, но в то же время едины.

А что должно лежать в основе подобных устремлений, какой их первоисточник, главенствующий фактор, определяющий в дальнейшем распределение того самого блага на всю «семью»? Что это: нарочито созданная цель, скоропреходящее, ничем или не тем обоснованное хотение, либо нечто, что стоит выше всего остального, а именно идея.

Человек идеи – это человек духа. Идея не материальна, она есть невидимая часть мира духовного. Личность, живущая именно таким миром, по  своей сути является исключительной, интересы её устремлены в первую очередь на «тревожащую доминанту», а остальное автоматически переносится в разряд вспомогательных средств, естественно-законных следствий и итогов.

Однажды по городу Орлу проехал автомобиль, построенный неподалеку от той улицы, где он и совершил свой первый пробег. Событие, надо сказать, экстраординарное и в наше время для большинства городов России. Таким образом, самобытная идея, точнее одна из ее составляющих, была реализована орловским дворянином Михаилом Михайловичем Хрущевым (автомобиль носил название «Хрущев»).

Основываясь на документальных свидетельствах, относящихся к дореволюционной эпохе, известно, что Михаил Михайлович родился 1 апреля 1863 года (согласно Алфавитному указателю утвержденных Правительствующим Сенатом дворянских родов, внесенных в Дворянскую родословную книгу Орловской губернии до 1901 года). Из метрической книги Сретенской церкви города Орла явствует, что на момент рождения своих сыновей, отец Михаила Хрущева служил в чине Гвардии штабс-капитана; имя его жены, матери Михаила – Елизавета Григорьевна. Сын их получил отличное образование, окончив Петербургский институт путей сообщения. По прошествии некоторого времени, в 1891 году М. Хрущев принимает решение продать родовое имение, а на вырученные деньги приобрести небольшое чугунолитейное предприятие, существовавшее в Орле ещё с 1864 года. При новом владельце завод существенно расширился, приобретя востребованную в то время специализацию – изготовление сельскохозяйственных и пенькообрабатывающих машин и станков. Кроме того, в 1902-1903 гг. было налажено производство стационарных двухтактных бензиновых двигателей французского («Мунктель») и шведского образцов, поступавших в продажу под маркой «Орел». По неподтвержденным документально сведениям в 1903 году инженер (именно это слово с гордостью ставил Михаил Хрущев в автографе перед написанием своего имени) сконструировал самоходные сани. Заказ на их изготовление он получил от изобретателя К. Кульса. В ходе работы М. Хрущев внес в чертежи самоходных саней  некоторые усовершенствования, принципы которых, кстати, задействованы в современном гусеничном транспорте.

Работа по созданию автомобилей началась в 1909 году с выпуска четырехцилиндрового двигателя рабочим объемом 3,5 литра, протестированного на базе французского автомобиля «Renault». Трехступенчатая коробка передач, карбюратор «Зенит», свечи и магнето фирмы «Bosch», бельгийская стальная рама, замена цепной передачи карданной – все эти успехи были результатом безудержного стремления мысли инженера Хрущева. Уже второй автомобиль отличался оригинальным кузовом, а колёса и кузов типа «Торпедо» ставились русского производства – московской экипажной фабрики А. И. Евсеева.       

Распространено мнение, что Михаил Хрущев успел создать около пяти автомобилей с двигателем воздушного охлаждения. Одна из таких машин отправилась покупателю Маркову в станицу Урюпинскую (мощность того автомобиля исчислялась приблизительно от 16 до 30 л. с.). Эту машину использовали во время Первой Мировой войны в русской армии, где она значилась под маркой «Орел».

Известно, что в 1911 году на заводе Хрущева трудились 30 человек рабочих. Орловское предприятие собирало сельскохозяйственные машины, а также двухтактные двигатели по лицензии Франции. 

В 1922 году М. Хрущева, новатора инженерной мысли не стало.

О том, был ли орловский дворянин Михаил Хрущев человеком идеи, открывшим новые горизонты в технической науке, был ли тем, кто своими достижениями послужил на благо Отечества, - обо всем этом могут сказать яркие свидетельства  его творческих трудов. Из его машиностроительного завода вырос гигант отечественного машиностроения – Орелтекмаш, существующий и по сей день, стоящий на том же месте в городе Орле.

В завершение, уместно привести цитату из биографических сведений о сыне инженера Михаиле Михайловиче Хрущеве (1890-1972), заслуженном деятеле науки и техники РСФСР, лауреате Государственной премии СССР, докторе  технических наук, профессоре: «…На старших курсах Высшего технического училища работал вместе с Е. А. Чудаковым, будущим академиком и директором ИМАШ АН СССР, в аэродинамической лаборатории профессора Н. Е. Жуковского, а также на машиностроительном заводе в Орле, принадлежавшем его отцу. Участвовал в работах отца по созданию опытного образца одного из первых отечественных автомобилей. В 1925-1940 гг. М. Хрущев провел значительные исследования в области металловедения и технологии автомобильного и автотракторного производств. Его монография  «Поршневые кольца» (1935 г.) была первой отечественной работой, посвященной технологии изготовления и методам контроля поршневых колец. В 1940 г. организовал и более 30 лет бессменно руководил постоянно действующим Научным семинаром по трению и износу в машинах, носящим с 1973 г. его имя». 

Заявитель: бюджетное учреждение Орловской области «Государственный архив Орловской области»

 

 

Есть дополнительная информация?
Партнёры