Савва Тимофеевич Морозов и Московский Художественный театр
Бубнова Марфа Николаевна , заместитель директора Музея МХАТ
Баженова Мария Борисовна , руководитель отдела развития Музея МХАТ
21-22 июня 1897 года состоялась знаменитая беседа в ресторане «Славянский базар», на которой было принято решение о создании нового – Художественного – театра.
Вл.И. Немирович-Данченко и К.С. Станиславский совместно выработали основные принципы его строительства. Важнейшим среди них был принцип “общедос-тупности”. Именно он оказался близок Савве Тимофеевичу Морозову, к которому К.С. Станиславский и Вл.И. Немирович-Данченко решили обратиться за материальной поддержкой.
Когда начался поиск меценатов, К.С. Станиславский решил создать Товарищество Художественного театра по образцу акционерного общества. Однако пайщики неохотно вступали в рискованное мероприятие.
Морозов согласился войти в паевое товарищество и вложил в дело 10 тысяч.
Договор об учреждении Общедоступного театра в Москве датируется 10 апреля 1898 года. В этот же день было организовано Товарищество пайщиков МХТ. Общая сумма взноса составила 25 тысяч рублей, причем самые крупные взносы – по 5 тысяч – поступили от К.С. Станиславского и С.Т. Морозова.
По договору предусматривалось, что учредители театра, К. С. Станиславский и Вл.И. Немирович-Данченко, «уполномочиваются вести как художественную, так и хозяйственную часть предприятия». В то же самое время «прочие товарищи, если того сами не пожелают, не несут никаких обязанностей и никакой личной ответственности, в имущественном же отношении отвечают только своими денежными вкладами»[1].
Савва Тимофеевич «уже в первый год затратил на театр 60 тысяч рублей»[2], а также активно влиял на пайщиков, которые уклонялись от дальнейшего финансирования театра, несмотря на успех первого сезона. Его пожертвования стали важнейшим финансовым источником для Московского Художественного. С весны 1899 года финансовые вливания в театральную кассу со стороны Морозова стали регулярными.
Впоследствии он перестает быть просто пайщиком, став директором хозяйственной части, а также единственным спонсором МХТ.
Изначально Московский Художественный театр располагался в «Эрмитаже» в Каретном ряду. Здесь он просуществовал четыре сезона - с 1898 года по первую половину 1902 года. С.Т. Морозов принял самое деятельное участие в жизни театра в этот период. Он занялся техническим оснащением сцены и расширением зрительного зала. Однако, несмотря на все усилия, театр был довольно неудобным и холодным. Поэтому вопрос нового здания стоял довольно остро.
Осенью 1901-го г. стало известно, что освобождается Лианозов-ский театр в Газетном переулке. Узнав об этом, Савва Тимофеевич арендо-вал у Лианозова здание на 12 лет. Заключив договор, по которому он мог перестраивать здание, он в рекордно короткие сроки перестроил его под нужды МХТ. Архитектор Ф.О. Шехтель составил проект абсолютно безвозмездно.
Здание в Камергерском переулке было оборудовано по последнему слову техники. В здании была устроена сложная вентиляция, паровое отопление, канализация и водопровод. Электрическое освещение первоначально подавалось от «городского кабеля», а к марту 1903 года Савва Тимофеевич устроил при МХТ собственную электростанцию.
«Кипучая энергия купца, его искреннее желание создать театр, в котором было бы удобно актеру и зрителю, его стремление успеть к началу нового сезона – всё это не давало Морозову покоя ни днем ни ночью. И – вдохновляло тех, кто трудился с ним бок о бок»[3] – писал о Савве Тимофеевиче К.С. Станиславский.
По воспоминаниям Константина Сергеевича, «Морозов лично наблюдал за работами, отказавшись от летних каникул, и переехал на всё лето на самую стройку. Там он жил в маленькой комнатке рядом с конторой среди стука, грома, пыли и множества забот по строительной части»[4].
Большое внимание Савва Тимофеевич уделял специальным эффектам, которые должны были усилить впечатление реальности во время спектакля. Над сценой были размещены резервуары с водой, при помощи которых можно было изобразить дождь.
В новом здании были превосходное освещение и масса световых эффектов, многие из которых он изобрел, превратив на летние месяцы свой собственный дом в экспериментальную мастерскую. В ванной он изготавливал лаки «для окрашивания электрических ламп и стекол ради получения более художественных оттенков освещения сцены», а в саду и большом зале добивался различных световых эффектов с помощью цветных светильников.
Кроме того, имелись и эффекты звуковые, в их числе «гром, какого, вероятно, в то время не было ни в одном театре. Это – целый оркестр, состоящий из четырех-пяти громовых аппаратов: барабаны, падающие доски и камни, создававшие самый сильный треск, самую высокую могучую ноту при громовом раскате.
С особым вниманием Морозов отнесся к оборудованию самой важной площадки театра - сцены. Она была сконструирована одесскими инженерами братьями Д.С. и И.С. Жуйкиными. Совместными усилиями за одно лето они создали большую образцовую трехъярусную сцену с громадными опускающимися и поднимающимися люками.
Ее устройство отвечало самым «современным требованиям европейских первоклассных театров[5]. На сцене предусматривалась возможность изображать полеты, горы и впадины, а также закулисные эффекты – гром, ветер, дождь и т. п.
Кроме того, в основании сцены имелись двигающиеся по рельсам колесики, так что при помощи динамо-машины сцена могла вращаться.
Перестройка театра обошлась Морозову в триста тысяч рублей.
В 1902 году Художественный театр переехал в собственное здание.
Театр в Камергерском переулке открылся для зрителей 8 октября 1902 года.
1904 год стал переломным в отношениях С.Т. Морозова и Художественного театра. В основе разногласий лежал целый комплекс причин, в том числе и споры о репертуаре.
Осенью 1904 года у Саввы Тимофеевича появилась мысль о создании в Петербурге нового общедоступного театра.
21 декабря 1904 года Морозов окончательно отказался от дальнейшего участия в судьбе Художественного театра, адресовав его труппе прощальное письмо: «Я считал и считаю сейчас, что дальнейшее участие мое в делах театра, при наличном составе лиц, управляющих им, совершенно бесполезно, и я с горечью ухожу из того дела, которое когда-то любил. От души желаю лучшей части пайщиков поднять вновь театр до высоты, достойной тех хороших побуждений, с которыми работали лучшие его участники, и сберечь то огромное богатство, которым обладает театр в лице его талантливого творца – Константина Сергеевича Станиславского»[6].
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
- Станиславский К.С. Собрание сочинений в 8 томах. Искусство, М. 1954-1962
- Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. Искусство, М., 1954
- Радищева О.А. Станиславский и Немирович-Данченко. История театральных отношений, 1897-1908. – М., 1997
- Федорец А.И. Савва Морозов. М., Молодая гвардия, 2013
- Орлов Ю.М. Московский Художественный театр: Легенды и факты (опыт хозяйствования). 1898 -1917 гг., М., 1993
- Морозова Т.П., Поткина И.В. Савва Морозов. Русская книга, 1998
[1] Музей МХАТ. Ф.1. Оп.1. Д.16. Л.1 об.
[2] Морозова Т.П., Поткина И.В. Савва Морозов. Русская книга, 1998. С. 157
[3] Станиславский К.С. Собрание сочинений в 8 томах. Искусство, М. 1954-1962. Т.5. С. 204
[4] Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. Искусство, М., 1954. С. 482
[5] Музей МХАТ. Ф.1. Оп.6. Д.15. Л.1
[6] Музей МХАТ. Ф.1. Оп.8. Д.20. Л.1