Савва Тимофеевич Морозов и Московский Художественный театр

Бубнова Марфа Николаевна , заместитель директора Музея МХАТ

Баженова Мария Борисовна , руководитель отдела развития Музея МХАТ

Ресторан «Славянский базар».
Ресторан «Славянский базар».

21-22 июня 1897 года состоялась знаменитая беседа в ресторане «Славянский базар», на которой было принято решение о создании нового – Художественного – театра.

К.С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко
К.С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко

Вл.И. Немирович-Данченко и К.С. Станиславский совместно выработали основные принципы его строительства. Важнейшим среди них был принцип “общедос-тупности”. Именно он оказался близок Савве Тимофеевичу Морозову, к которому К.С. Станиславский и Вл.И. Немирович-Данченко решили обратиться за материальной поддержкой.

Когда начался поиск меценатов, К.С. Станиславский решил создать Товарищество Художественного театра по образцу акционерного общества. Однако пайщики неохотно вступали в рискованное мероприятие.

Морозов согласился войти в паевое товарищество и вложил в дело 10 тысяч.

Договор об учреждении Общедоступного театра в Москве датируется 10 апреля 1898 года. В этот же день было организовано Товарищество пайщиков МХТ. Общая сумма взноса составила 25 тысяч рублей, причем самые крупные взносы – по 5 тысяч – поступили от К.С. Станиславского и С.Т. Морозова.

По договору предусматривалось, что учредители театра, К. С. Станиславский и Вл.И. Немирович-Данченко, «уполномочиваются вести как художественную, так и хозяйственную часть предприятия». В то же самое время «прочие товарищи, если того сами не пожелают, не несут никаких обязанностей и никакой личной ответственности, в имущественном же отношении отвечают только своими денежными вкладами»[1].

Савва Тимофеевич «уже в первый год затратил на театр 60 тысяч рублей»[2], а также активно влиял на пайщиков, которые уклонялись от дальнейшего финансирования театра, несмотря на успех первого сезона. Его пожертвования стали важнейшим финансовым источником для Московского Художественного. С весны 1899 года финансовые вливания в театральную кассу со стороны Морозова стали регулярными.

Впоследствии он перестает быть просто пайщиком, став директором хозяйственной части, а также единственным спонсором МХТ.

Изначально Московский Художественный театр располагался в «Эрмитаже» в Каретном ряду. Здесь он просуществовал четыре сезона - с 1898 года по первую половину 1902 года. С.Т. Морозов принял самое деятельное участие в жизни театра в этот период. Он занялся техническим оснащением сцены и расширением зрительного зала. Однако, несмотря на все усилия, театр был довольно неудобным и холодным. Поэтому вопрос нового здания стоял довольно остро.

Осенью 1901-го г. стало известно, что освобождается Лианозов-ский театр в Газетном переулке. Узнав об этом, Савва Тимофеевич арендо-вал у Лианозова здание на 12 лет. Заключив договор, по которому он мог перестраивать здание, он в рекордно короткие сроки перестроил его под нужды МХТ. Архитектор Ф.О. Шехтель составил проект абсолютно безвозмездно.

Здание в Камергерском переулке было оборудовано по последнему слову техники. В здании была устроена сложная вентиляция, паровое отопление, канализация и водопровод. Электрическое освещение первоначально подавалось от «городского кабеля», а к марту 1903 года Савва Тимофеевич устроил при МХТ собственную электростанцию.

«Кипучая энергия купца, его искреннее желание создать театр, в котором было бы удобно актеру и зрителю, его стремление успеть к началу нового сезона – всё это не давало Морозову покоя ни днем ни ночью. И – вдохновляло тех, кто трудился с ним бок о бок»[3] – писал о Савве Тимофеевиче К.С. Станиславский.

По воспоминаниям Константина Сергеевича, «Морозов лично наблюдал за работами, отказавшись от летних каникул, и переехал на всё лето на самую стройку. Там он жил в маленькой комнатке рядом с конторой среди стука, грома, пыли и множества забот по строительной части»[4].

Морозов на стройке Московского Художественного театра.
Морозов на стройке Московского Художественного театра.

Большое внимание Савва Тимофеевич уделял специальным эффектам, которые должны были усилить впечатление реальности во время спектакля. Над сценой были размещены резервуары с водой, при помощи которых можно было изобразить дождь.

В новом здании были превосходное освещение и масса световых эффектов, многие из которых он изобрел, превратив на летние месяцы свой собственный дом в экспериментальную мастерскую. В ванной он изготавливал лаки «для окрашивания электрических ламп и стекол ради получения более художественных оттенков освещения сцены», а в саду и большом зале добивался различных световых эффектов с помощью цветных светильников.

Кроме того, имелись и эффекты звуковые, в их числе «гром, какого, вероятно, в то время не было ни в одном театре. Это – целый оркестр, состоящий из четырех-пяти громовых аппаратов: барабаны, падающие доски и камни, создававшие самый сильный треск, самую высокую могучую ноту при громовом раскате.

С особым вниманием Морозов отнесся к оборудованию самой важной площадки театра - сцены. Она была сконструирована одесскими инженерами братьями Д.С. и И.С. Жуйкиными. Совместными усилиями за одно лето они создали большую образцовую трехъярусную сцену с громадными опускающимися и поднимающимися люками.

Ее устройство отвечало самым «современным требованиям европейских первоклассных театров[5]. На сцене предусматривалась возможность изображать полеты, горы и впадины, а также закулисные эффекты – гром, ветер, дождь и т. п.

Кроме того, в основании сцены имелись двигающиеся по рельсам колесики, так что при помощи динамо-машины сцена могла вращаться.

Перестройка театра обошлась Морозову в триста тысяч рублей.

В 1902 году Художественный театр переехал в собственное здание.

Театр в Камергерском переулке открылся для зрителей 8 октября 1902 года.

Здание Московского Художественного театра,  1-я половина XX в.
Здание Московского Художественного театра, 1-я половина XX в.

1904 год стал переломным в отношениях С.Т. Морозова и Художественного театра. В основе разногласий лежал целый комплекс причин, в том числе и споры о репертуаре.

Осенью 1904 года у Саввы Тимофеевича появилась мысль о создании в Петербурге нового общедоступного театра.

21 декабря 1904 года Морозов окончательно отказался от дальнейшего участия в судьбе Художественного театра, адресовав его труппе прощальное письмо: «Я считал и считаю сейчас, что дальнейшее участие мое в делах театра, при наличном составе лиц, управляющих им, совершенно бесполезно, и я с горечью ухожу из того дела, которое когда-то любил. От души желаю лучшей части пайщиков поднять вновь театр до высоты, достойной тех хороших побуждений, с которыми работали лучшие его участники, и сберечь то огромное богатство, которым обладает театр в лице его талантливого творца – Константина Сергеевича Станиславского»[6].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1. Станиславский К.С. Собрание сочинений в 8 томах. Искусство, М. 1954-1962
  1. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. Искусство, М., 1954
  1. Радищева О.А. Станиславский и Немирович-Данченко. История театральных отношений, 1897-1908. – М., 1997
  1. Федорец А.И. Савва Морозов. М., Молодая гвардия, 2013
  1. Орлов Ю.М. Московский Художественный театр: Легенды и факты (опыт хозяйствования). 1898 -1917 гг., М., 1993
  1. Морозова Т.П., Поткина И.В. Савва Морозов. Русская книга, 1998

[1] Музей МХАТ. Ф.1. Оп.1. Д.16. Л.1 об.

[2] Морозова Т.П., Поткина И.В. Савва Морозов. Русская книга, 1998. С. 157

[3] Станиславский К.С. Собрание сочинений в 8 томах. Искусство, М. 1954-1962. Т.5. С. 204

[4] Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. Искусство, М., 1954. С. 482

[5] Музей МХАТ. Ф.1. Оп.6. Д.15. Л.1

[6] Музей МХАТ. Ф.1. Оп.8. Д.20. Л.1

93 views·2 shares