Совместный проект
Об акции Принять участие Полный список номинантов Сроки проведения Номинанты

Шорин Иван Александрович

Шорин Иван Александрович был крестьянином – предпринимателем XIX -начала XX вв., основателем Гороховецкого судостроительного завода. Деятельность И.А. Шорина прославила небольшой, мало кому известный городок на весь мир.

В XVII веке Гороховец был крупным торгово-ремесленным центром: развивалось винокуренное и пивоваренное производство, кожевенное дело. Гороховецкие купцы вели оживленную торговлю с Нижним Новгородом, Макарьевской ярмаркой, Казанью и т.п. Но расцвет Гороховца продлился недолго. Уже в середине XVIII века Гороховец превратился в заштатный городок Владимирского наместничества. В 1778 году Гороховец сделан уездным городом Гороховецкого уезда Владимирской губернии. Железная дорога Москва - Нижний Новгород, открытая в 1875 году, прошла мимо Гороховца, торговые перевозки по реке Клязьме сократились, что не могло не сказаться на развитии города. Постепенно он превратился в торговый центр сельскохозяйственного района, стал славится садоводством и огородничеством.

В 1883 году в Гороховце было всего 24 каменных дома и 381 деревянный; лавок 69, пять церквей и Николаевский монастырь. Жителей в 1897 году было 2824; промышленность не развита; в 1883 году было три кирпичных завода и одна красильня. Было много садов; жители занимались огородничеством и прядением тонких ниток.

Наряду с плотничеством, распространённым отхожим промыслом в Гороховецком уезде в XIX — начале XX века был отход в котельщики. География отхода мастеров по металлу — практически вся Российская империя от Балтики и Чёрного моря до Амура. Руками и умением гороховецких котельщиков были построены практически весь первый российский военный металлический флот, все железнодорожные мосты, которые используются до сих пор. Гороховчане претворяли в жизнь и проекты русского инженера В. Г. Шухова, включая Шаболовскую башню. Именно работа по металлу и привлекла внимание И.А. Шорина.

Иван Александрович родился в 1860 году в деревне Выезд Красносельской волости в семье крестьян - старообрядцев. Весь старообрядческий мир традиционен, глубоко связан с истинной культурой. Старообрядцы научились спасать свое духовное наследие через века, это было основой семейного воспитания. Все лучшие традиции старообрядческой культуры впитал в себя Иван Александрович и проявил позже в своей деловой и благотворительной деятельности.

Получив начальное образование, с детства занимался отхожим промыслом, прошел все стадии формирования профессионального отходника-котельщика, затем выдвинулся в котельные мастера и в этой должности работал до 1888 года на постройке резервуаров от московского предпринимателя Альтфатера в разных городах России: Москве, Нижнем Новгороде, Орле, Царицыне, Батуми.

В 1888-1897 годах работал в «Строительной конторе А. В. Бари» в Москве, которая специализировалась на постройке мостов, резервуаров, продуктопроводов, нефтяных станций, судов, а также на изготовлении и монтаже строительных конструкций, котлов.

В 1897 году Иван Александрович получил должность  начальника мастерских на станции Тихорецкая Владикавказской железной дороги и проработал там до 1902 года.

Вскоре он со своей семьей вернулся в город Гороховец, купил здания и оборудование судостроительного завода, дополнительно построил несколько цехов и приступил к производству котельных и судостроительных работ. Датой основания судостроительного завода принято считать 22 октября 1902 года. Завод стал специализироваться на изготовлении котлов, резервуаров, строительных конструкций, сельхозинвентаря, а также на постройке транспортных и рейдовых судов для рек Волжского бассейна и Каспия. Шорин  перенёс завод с левой стороны Клязьмы на правую, привлёк к ра­боте талантливых инженеров, по­стоянно расширял и совершен­ствовал производство. Рабочие Гороховецкого судостроитель­ного завода трудились в разных уголках страны и за её пределами.

В 1907 году на Гороховецком котельно - судостроительном заводе была построена крупнейшая в мире нефтеналивная баржа «Марфа Посадница» длиной 172 м, шириной 24 м, высота борта составляла 3,85 метра, грузоподъемностью  9150 тонн. Ее появление историки речного флота до сих пор квалифицируют не иначе как переворотом в речном судостроении. Постройку баржи заказал председатель Нижегородского биржевого общества Дмитрий Васильевич Сироткин. Проект этого судна «мнущего» воду типа был разработан и запатентован великим русским инженером Владимиром Григорьевичем Шуховым. Однако чертежи Шухова были доработаны гороховчанами в техническом отделе завода Шорина с целью увеличения размеров судна. В результате водоизмещение баржи было увеличено почти в пять раз.

В 1908-1910 годах на заводе были построены еще две подобные баржи: «Наталья Нарышкина» и «Боярыня Морозова», а в 1913 году для Астраханского рейда построена баржа-больница с длиной корпуса 200 метров.

В 1911-1914 годах завод Ивана Александровича выполнял работы по изготовлению и монтажу конструкций и механизмов плотин и шлюзов на реке Северский Донец, а в 1913 году  выполнил работы по замене деревянных конструкций шлюзов на металлические для Мариинской системы по реке Шексне.

Как и многие предприниматели того времени Шорин активно занимался благотворительной деятельностью: в 1913 году построил в деревне Выезд старообрядческую поморско - брачного согласия школу на 100 человек, старообрядческий молельный дом. Во время Первой мировой войны (1914 – 1918 г.г.) Иван Александрович  организовал и содержал в городе Гороховце солдатский лазарет на 25 коек.

В течение нескольких лет до 1917 года он  был гласным Гороховецкого уездного земского собрания.

После революции 1917 года Иван Александрович добровольно передал завод под контроль рабочих.

Иван Александрович Шорин умер в возрасте 58 лет 26 марта 1918 года. Похоронен был в своей деревне  на старообрядческом кладбище. Его хоронил весь город и уезд. По постановлению заводского комитета, гроб с телом Ивана Александровича от села Красного и до кладбища возле деревни Выезд несли на руках, а в течение всего шествия громадной похоронной процессии на заводе не переставал гудеть гудок.

Заявители: студентка 2-го курса ИФ ПИ ВлГУ Фомичева Ксения, научный руководитель: к.и.н., доцент каф. истории России ВлГу Егорова Г.С.

Литература и источники:

  1. Андреев Н.И. Котельщики: гороховецкие отходники – 2-е изд., испр. и доп. / Н.И.Андреев. - Владимир: Транзит-ИКС, 2012. - 248 с.: ил.
  2. Владимирская энциклопедия: Биобиблиографический словарь / Администрация Владимирской области, Владимирский Фонд культуры. — Владимир, 2002. 536 с.: ил.
  3. http://www.liveinternet.ru/users/la_belle_epoque/post277930248/ Дом народного  творчества и ремесел
Есть дополнительная информация?
Партнёры