Совместный проект
Об акции Принять участие Полный список номинантов Сроки проведения Номинанты

Стахеев Иван Кириллович

Купцы Стахеевы в Елабуге (XIX – начало XX вв.).

В Елабуге в XIX и начале XX (предреволюционные годы) веков самыми деятельными и крупными дельцами из купеческих фамилий был купеческий род Стахеевых. Приезжавший в Елабугу новый человек везде: на пристани, на дамбе, на улицах, в домах и разговорах жителей города слышал о Стахеевых.

Русский советский писатель Евгений Пермяк (1902-1982) в романе «Горбатый медведь» (1968 г.) оставил следующее свидетельство о «Стахеевской Елабуге»: «Елабуга город веселый, но такой он, видимо, только летом. В Елабуге есть что-то от Перми и что-то от Мильвы. Наверно, деревянные дома. Но у Елабуги свое лицо. Это уездный город-купец. Во всяком случае, таков его центр. Главная фамилия в городе — Стахеевы. И это не просто фамилия, а второе слово после слова Елабуга. Стахеевы здесь имеют ко всему отношение. Они сильнее губернатора. Они почти царствующий дом. Стахеевы могут сделать все. Поднять человека, осыпать его милостями. А могут и разорить, уничтожить, стереть с лица земли.

<…> «— У них столько капиталов <…>, сколько их нет во всей Елабуге. И если продать Елабугу со всеми ее домами, церквями, лавками, то все равно денег выручишь меньше, чем у Стахеевых».

Во всем облике города угадывалось стахеевское. Здесь все было ими…- и все существовало для них. Хозяевами города был не городской голова, а род Стахеевых: Иван Иванович, Василий и Иван Григорьевич Стахеевы. Это был могущественный род, который опирался на огромные капиталы, созданные в течение веков. Род очень старинный. Родословная затерялась где-то в Новгородской вольнице.

Предок Стахеевых во времена царствования еще Ивана III, не желая подчиняться Москве, ушел в вольные земли на реке Каме и Вятке где занялся торговлей.

В метрической записи Никольской церкви за 1793 год упоминается Егор Стахей.

А в 1796 году упоминается купец Кирилла Остафьев в метриках Спасского собора, отец Ивана Кирилловича Стахеева. Так возникла новая фамилия Стахеевых. Предположительно фамилия возникла от отчества Стахей, Стахий (из канонического мужского имени Евстахий; возможна и контаминация с производной формой от имени Евстафий (см. Стафеев) вследствие отсутствия звука «ф» в древнерусском языке.

В 1809 году впервые Иван Кириллович упоминается как купец Стахеев. Одним из самых способных и даровитых сыновей И.К. Стахеева был его старший сын Иван Иванович Стахеев (1805-1885). С него Стахеевы становятся миллионерами. Сначала И.И.Стахеев торговал в компании торгового дома « Стахеев И.И. и К». В компанию входили: его брат Дмитрий Иванович, Емельянов Степан Кузьмич, Пупышев Василий Михайлович. Торговали они по всей Сибири.

Иван Иванович Стахеев (1802-1835) был выдающийся в торговом мире человек, при котором обороты достигали нескольких десятков миллионов рублей в год. Во всех делах фирмы соучаствовал его родной брат Дмитрий Иванович Стахеев (1818-1888), не менее талантливый купец. Братья широко прославились удивительными масштабами благотворительности и меценатства. В начале 1870-х годов братья учредили «Благотворительный комитет И.И. и Д.И. Стахеевых».

Отделения фирмы Дмитрия Ивановича Стахеева (1818-1888), кроме Москвы, где торговал его сын Николай, действовали по всей Сибири, начиная с Перми, Екатеринбурга, Томска и кончая Иркутском. Его капитал оценивался в 16 миллионов, из которых большая половина находилась в торговых оборотах. Как общественный деятель, Дмитрий Иванович несколько лет прослужил в Елабуге городским головою.

Двоюродные братья Ивана Ивановича - Иван Григорьевич (1837-1907) и Василий Григорьевич (1842-1896) - к 90-м годам XIX века основали два торговых дома "И.Г.Стахеевы и сыновья" (1904 г.) и "В.Г.Стахеев и наследники". Племянник Д.И Стахеева – Иван Григорьевич (1837-1907) являлся Потомственным почетным гражданином Елабуги. Имел 10 паровых и более 70 непаровых судов, заводы и фабрики, склады, магазины по всей России. Торговал хлебом, шелковыми и хлопчатобумажными тканями. Имел два общих с братом Василием каменных дома в Елабуге: на углу набережной и Средней улиц, доставшийся по наследству от родителей, а другой на Покровской улице, выстроенный на собственные средства.

В « Вятских губернских ведомостях» (1887,№ 5, 27 июня, с.4) опубликован список лиц. Претендующих быть избранными в почетные мировые судьи по Елабужскому уезду Вятской губернии на трехлетие с 1888-1891г., где под № 9 значится Стахеев Иван Григорьевич, купец 1 гильдии. 48 лет. При этом приводится его послужной список: « Образование получил домашнее; служил бургомистром в елабужском магистрате с 1865 по1867г. и почетным мировым судьею с 1878 по 1881 год. Владеет в городе Елабуга тремя каменными, одним полукаменным и двумя деревянными домами. А так же каменными лавками, крупянкою, водочным заводом, оцененным в 21300 руб., и третью частью пиво медоваренного завода в 5000 руб. …» Как видно, И.Г. Стахеев был весьма почитаемым и состоятельным человеком. Поскольку уже в 26 лет избирался бургомистром. Позже – мировым судьей.

Стахеев Василий Григорьевич (1842-1896), Потомственный почетный гражданин, выдающийся благотворитель и меценат. Родился 15 марта 1842 года в городе Елабуга. В 1866 году В. Г. Стахеев женился на 19 – летней дочери Потомственного почетного гражданина города Казани, купца 1 гильдии Федора Петровича Докучаева – Глафире (1847-1927). Брак этот оказался счастливым и прочным. Вместе с женой владел роскошной дачей в Святом Ключе в 12 км от Елабуги. В 1860–е годы Василий Григорьевич Стахеев стал купцом 1 гильдии, торговал хлебом, зерном, мануфактурой и многими другими товарами. К концу XIX века владел двумя большими и несколькими средних размеров пароходами, а также более 40 паровыми судами. Умер 23 июля 1896 года 53 лет отроду от брюшного тифа. Похоронен был на городском кладбище, где на могиле Глафира Федоровна с детьми поставила редкостной красоты часовню, уничтоженную вместе с кладбищем и Троицкой церковью в 1930 - е годы.

Имя Глафиры Федоровны Стахеевой-Докучаевой (1847-1927), прославившейся огромными масштабами благотворительности, совершенно несправедливо предано забвению. Она удивительная женщина и потомственная Почетная гражданка города Елабуги.

Уникальная личность, которая превзошла масштабами и размахом деятельности многих Стахеевых - Иван Иванович (1869- после 1913?.), сын Ивана Григорьевича. О нем хорошо написано в книге « Во благо России» С.А. Кабанова и Л.К. Кулевского: « Имя купцов Стахеевых было известно в Поволжье еще в конце XIX века; ибо их баржи по всей Волге везли хлеб, сахар, чай, табак, зерно, муку и даже нефть. В 1905 году отец и шесть сыновей Стахеевых основали торговый дом. Однако, у старшего из сыновей - Ивана Ивановича Стахеева – были более грандиозные планы: в 1912 он основал собственную фирму « И.Стахеев и К», в создании которого приняли участие еще два известнейших в торговом – промышленном мире дельца! А вскоре скромное торгово-промышленное товарищество « И. Стахеев и К» станет центром гигантского концерна, который сумеет проникнуть во все важнейшие отрасли экономики России…».

Торгово-промышленная деятельность Стахеевых

Стахеевские предприятия выделяются на фоне других своим экономическим могуществом. Основы его были заложены в 19 веке. Семейная фирма владела большим капиталом, занимаясь в основном торговлей хлебом, имела отделения в Казани и в Елабуге.

С 90-х годов 19 века важное место в деятельности Стахеевых заняла скупка и перевозка по Каме и Волге нефтяных продуктов – мазута.

Организационно торговая деятельность Стахеевых была оформлена в начале 20 века в форме торговых домов (товариществ) – «И.Г. Стахеев и сыновья», «В.Г. Стахеева наследники». Торговый дом «И.Г. Стахеев и сыновья», открывшийся 1 ноября 1905 года, имел основной капитал в 4 миллиона рублей. Главная контора торгового дома находилась в городе Елабуге, а экономические интересы распространялись не только в Прикамье и Поволжье, но и во многих районах восточной России. Основной деятельности торгового дома И.Г Стахеева и главным источником его обогащения являлась хлебная торговля, которую фирма вела в 23 городах страны: в Петербурге, Нижнем Новгороде, Рыбинске, Челябинске, Красноводске, Кустанае, в городах Финляндии. Торговый дом располагал значительными земельными участками в Уфимской, Вятской и Оренбургской губерниях. Основное поступление хлеба обеспечивали не только собственные земли, сколько его скупка у мелких торговцев и крестьян.

Весь хлебный рынок Прикамья, был в их руках. Фирмы вели широкую хлебную торговлю с Англией, Францией, Германией, Голландией и другими странами.

В 1904 году произошло слияние нескольких торговых домов Стахеевых в предприятие «Иван Григорьевич Стахеев с 12 участниками – членами его семьи». Фирма владела мельницами, пароходами, пристанями, жилыми домами, вела торговлю хлебом, нефтепродуктами, чаем, сахаром, мануфактурными товарами на сумму 11 миллионов рублей в год. Для деятельности стахеевских предприятий по всей стране были открыты банки.

Они первыми в России начали торговать автомобилями Форда. Однако эти миллионные обороты и прибыли не устраивали И.И. Стахеева. В мае 1912 года между И.И. Стахеевым и П.П. Батолиным был заключен договор о создании торгово-промышленного товарищества «И. Стахеев и К». Первоначально оно занималось хлебной торговлей на внешнем и внутреннем рынках, земледелием, торговлей нефтью и керосином, развитием транспортной сети, мануфактурной торговлей. Но в 1916 году началось стремительное превращение фирмы «И. Стахеев и К» в один из крупнейших концернов России и стал представлять собой мощную финансово-промышленную монополистическую группу.

Осваивая российский и международный рынок, И.И. Стахеев продолжал работать и в Прикамье. В 1913 году было создано Камско-Вятское торговое товарищество с центром в Елабуге, которое в скором времени превратилось в крупное самостоятельное предприятие, прежде всего за счет успешного развития хлебной торговли. К концу 1917 года товарищество вело крупную торговлю сельскохозяйственными продуктами, а также мануфактурой, продуктами нефтепереработки, располагало собственными складами, холодильниками, транспортными средствами, проводило операции с ценными бумагами, пользовалось кредитами в ряде крупнейших столичных банков.

Трудно было найти в России место, где бы ни кто не знал имя Стахеевых: они имели золотые прииски в Западной Сибири, нефтяные промыслы, громадные собственные пароходства, заводы и фабрики, мельницы и сотни магазинов по всей России.

После революции 1917 года судьба монополий в России была решена: в ходе национализации промышленности и банков в 1917-1918 годах они перешли в руки государства трудящихся.

Благотворительность и меценатство династии Стахеевых

Предпринимательская деятельность купеческой династии Стахеевых в XIX веке была известна на всю Россию, в то время как многомиллионные вложения в меценатство всегда оставались в тени. Стахеевская благотворительность никогда не преследовала цели блеснуть известностью.

Меценатская и благотворительная деятельность Стахеевых чрезвычайно велика, она ничуть не ниже, чем аналогическая деятельность самых выдающихся династий России: Третьяковых, Щукиных, Морозовых, Мамонтовых и других.

Делу просвещения в дореволюционной Елабуге уделялось довольно большое внимание. Доказать это легко даже простым перечислением имеющихся в городе учебных заведений различного типа, к каковым относится училища (более десяти), женская гимназия и ряда школ, как русских, так и национальных. Большинство из них помещалось в великолепных зданиях, построенных на средства Стахеевых. Елабужский голова Андрей Дмитриевич  Кусакин в середине 70–х. годов XIX века обратился к Ивану Ивановичу Стахееву, из года в год жертвовавшему на дела благотворения до миллиона рублей, с просьбой пожертвовать определенную сумму для открытия реального училища в городе. Обдумавши предложение, Стахеев передал в распоряжение заинтересованных людей 100 тысяч рублей единовременно.

В 1870 году И.И Стахеев, который большое внимание уделял строительству церквей, на собственные средства устроил и обеспечил Казанско-Богородицкий женский монастырь для 200 сестер, который был уничтожен в 1929-1930 года. Иван Стахеев устроил и содержал воспитательное отделение для сирот, построил каменный мост, оказывал помощь больнице. Он пожертвовал большую сумму денег на строительство Реального училища. Наиболее сжатая информация дана в некрологе в газете «Вятские Губернские ведомости» (1885, №8, 5 окт., с 3), где делается попытка обзора его заслуг.

«В ночь на 13 сентября скончался в Елабуге Потомственный почетный гражданин Иван Иванович Стахеев. Главная черта покойного была благотворительность. Чтобы дать понятие о размерах последней, достаточно указать на то, что Иван Иванович, бывший некогда миллионер и главный воротило в торговых делах, умер с очень незначительным капиталом, громадная часть которого была истрачена на различные благотворительные учреждения. Будучи сам глубоко религиозным человеком, он главное свое внимание обращал на устройство церквей. На его средства выстроен в Елабуге прекрасный женский монастырь; кроме того, он пожертвовал несколько домов под общественные учреждения…»

Дмитрий Иванович Стахеев (1818-1888), несколько раз, избиравшийся елабужским головой, соорудил огромную лестницу к пристани, которая позволила людям быстрее добираться до реки. Давал большие деньги на обустройство торговых лавок на базарных площадях, на городской водопровод, на реальное училище, на строительство церквей в губернии. В 1871 году вместе с купцом Н.И. Ушковым профинансировал издание в Москве книги И.В. Шишкина «История города Елабуги». Яркий психологический портрет благотворителя дан в одном из источников: «Иван Иванович Стахеев – это знаменитый богач и благотворитель, купец – миллионер г. Елабуги, строитель церквей, монастырей и разных благотворительных учреждений. Желая, по заповеди, раздать свои имения и последовать Христу всесовершенно, Иван Иванович, старец уже под 80 лет, задумал скончать свой век на Афоне, которому много благотворил на своем веку. Собираясь теперь положить там и кости свои, Иван Иванович захватил собой туда100 000. Но этому крайне своенравному старцу, который, ворочая миллионами, весь век свой проходил в изорванном зипуне, в засаленном картузе и смазанных сапогах, весьма не понравилось на Афоне, что там его встретили с великим подобострастием. Обидевшись подобострастным приемом и ухаживанием за этим золотым мешком, этим великим жертвователем и своеобычным подвижником Афонских старцев, он поворотил назад в свое любезное отечество, в свою Елабугу. Здесь в Елабуге Иван Иванович велик…»

Глафира Федоровна Стахеева-Докучаева, почетная елабужанка, в память о своем муже – Василии Григорьевиче, построила на собственные средства монументальное здание Епархиального женского училища (1898-1903) с храмом во имя священника - мученика, которое является уникальным и единственным в России зданием учебного заведения, в своем роде памятник. Строительство здания училища, надворных сооружений, ограды обошлось Г.Ф. Стахеевой почти в 500 тысяч рублей. Газета «Вятские епархиальные ведомости» от 16 апреля 1905 года в официальном отделе «Высочайшей награды» отметила: «Государь император повелел к 6-ому числу декабря 1904 года пожаловать нижеследующих лиц медалями за заслуги по духовному ведомству: медалью золотой для ношения на шее на Андреевской ленте почетную потомственную гражданку Глафиру Стахееву». Дальнейшая судьба Глафиры Федоровны и судьба основанного ею учебного заведения были тесно взаимосвязаны. Ежегодно она вносила десятки тысяч рублей на различные нужды училища : взносы за беднейших учениц ( обучение стоило до 100 рублей в год за одного человека на всем готовом). Разведение сада, благоустройство и украшение училищного храма, многое другое. Из неопубликованных воспоминаний воспитанницы училища Фаины Смирновой, дочери протоирея церкви села Биляра Елабужского уезда, видно, как жили девочки в этом втором своем доме. Достоверность воспоминаний усиливается тем, что училище с дополнительными педагогическими классами окончили ее три сестры – Антонина , Павлина, Мария. Жили они в пансионате ( общежитие) при училище по 5-6 человек в комнате. После поступления на учебу девочки получали одежду (белье, форму повседневную парадную, передники и пр., вплоть до носовых платков), распределялись по классам. Присмотр за детьми вела классная дама, которая присутствовала и на уроках. Обучали их не только наукам, но и хорошим манерам, рукоделию. За дополнительную плату можно было изучать иностранные языки, заниматься музыкой, танцами. Общую уборку помещений производили горничные, а воспитанницы дежурили поочередно в спальнях и классах, застилали кровати, поддерживали чистоту и порядок; дежурили в столовой, расставляли и убирали посуду, раскладывали столовые приборы, раздавали хлеб. Кормили девочек хорошо. В праздничные дни готовились для них особые обеды.

У девочек воспитывались патриотические чувства. Фаина Смирнова, пребывание которой в училище пришлось на 1913-1919 годы – годы войны с Германией, вспоминает, что девочки вязали для солдат носки, шлемы, шарфы, отправляли их на фронт, а также посещали раненых в госпитале.

Епархиальное училище действовало до революции 1917 года, затем в здании располагалась учительская семинария. После революции 1917 года благотворительные заслуги Глафиры Федоровны были вознаграждены назначением ей специальной пенсии. В 1918 году Елабужское Епархиальное училище было закрыто. Волна репрессий против купечества и духовенства и вообще против русского уклада жизни, русской культуры коснулось и Глафиры Федоровны. Из собственного дома на Набережной улице ее выгнали и приютили в доме для престарелых, где она и умерла в 1927 году. Основательница Епархиального училища была похоронена на кладбище Казанско-Богородицкого женского монастыря, который, в свою очередь, был уничтожен в 1929-30гг.; вместе с монастырем было уничтожено и кладбище.

Федор Васильевич Стахеев (сын Глафиры Федоровны и Василия Григорьевича Стахеевых), член Государственного Совета, инженер-механик по образованию, построил электростанцию в Елабуге, для строительства которой Стахеев выкупил у Елабужского городского общества участок выгонной земли в 1200 квадратных саженей. Электрическое освещение город получил в 1903 году, в числе первых десяти городов России. Ф.В. Стахеев открыл в городе отделение Русского Торгово-промышленного банка. В 1901 году Федор Васильевич построил городской водопровод и выстроил здание водоемной (водонапорной) башни.

Стахеев Николай Григорьевич занимался строительством и благоустройством богоугодных заведений. В Елабуге на его средства построили Иосифскую церковь, при которой существовали нищенская богадельня, школа грамоты и второклассная церковная школа. Он строил столовые, организовывал бесплатные обеды для бездомных.

Стахеевы построили в городе мужскую богадельню и приют с бесплатной столовой для всех бедных, приняли участие в возведении реального, городского и духовного училищ, ремесленной школы. Купцы Стахеевы помогли провести в Елабуге водопровод в 1833 году, осуществить электропроводку на главные улицы города. На средства Стахеевых в Елабуге содержались Александринский детский приют, женская богадельня, дом призрения неимущих, дом труда, 29 бесплатных столовых, где ежедневно питались 2056 человек, в 99 пунктах города неимущим раздавали хлеб, зерно, крупы.

О богатстве Стахеевых свидетельствует казенный документ, где говорится, что только проценты с капитала, пожертвованного ими на благотворительные цели в 1892 году, дали сумму в 986400 рублей. И такие невероятные, даже по российским масштабам, суммы расходовались на благо Родины и народа династией Стахеевых, начиная с 1878 года, когда был создан «Благотворительный граждан Д.И. и И.И. Стахеевых комитет», и по 1916 год. И если о Третьяковых, Мамонтовых, Морозовых, Бахрушиных знают все, то о Стахеевых – единицы. А масштабы их деятельности несопоставимы даже с названными выше фамилиями: никто из них и помыслить не мог о миллионных ежегодных пожертвованиях, которые делали Стахеевы. Выдающиеся представители «могучего среднего сословия». «Благотворительный граждан Д.И и И.И Стахеевых комитет» тратил ежегодно в течение 40 лет на благотворительные дела до 1 миллиона рублей.

Огромные средства, которые жертвовали купцы Стахеевы на устройство в Елабуге учебных заведений окупались с лихвой, ведь вместо того, чтобы отправлять своих детей в крупные города на учебу (откуда они, как правило, после получения образования не возвращались), Стахеевы сами приглашали в Елабугу лучших столичных учителей. Таким образом елабужские дети имели возможность получать достойное образование, мало в чем уступавшее столичному.

Есть дополнительная информация?
Партнёры