Совместный проект
Главная » Новости » В Чите состоялась экскурсия в Музей декабристов

В Чите состоялась экскурсия в Музей декабристов 01 марта 2016

18 февраля забайкальское отделение «Деловой России» в рамках реализации проекта «История российского предпринимательства» организовало для студентов города Читы экскурсию в Музей декабристов.

Музей декабристов г. Читы является филиалом Забайкальского краеведческого музея имени А.К. Кузнецова и находится в здании бывшей деревянной Михайло-Архангельской церкви. Она была возведена на пожертвования горожан в 1776 году, за 50 лет до появления в Сибири декабристов, с чьими именами она связана. Церковь является самым старым зданием города и имеет статус памятника деревянного зодчества XVIII века. Заброшенное здание Михайло-Архангельской церкви в 1971 году было передано для открытия филиала. Изначально здесь размещались коллекция предметов, связанных с историей Читы. В 1985 году был торжественно открыт «Музей декабристов». Открытие было приурочено 160-летнему юбилею восстания декабристов. Представленные в музее предметы, среди которых есть личные вещи, документы, книги, рассказывают о жизни декабристов и их пребывании на каторге и ссылке в Сибири. В коллекции музея насчитывается более 870 уникальных экспонатов, включая книги декабристов, прижизненные издания работ, написанных ими. В экспозиции находятся подлинные реликвии — часы и столик Н.А. Бестужева, шкатулка М.Н. Волконской, предметы дворянского быта. Также здесь хранятся письма декабристов и их жен.

Первая партия декабристов прибыла сюда в январе 1827 года, когда зданию было 50 лет. Здание сохранилось благодаря декабристам.

Декабристы – молодые люди, в основном, дворяне, богатые, знатные, родовые. Они принимают решение выступить за проведение в России реформ. Цели, которые преследовали декабристы – это отмена крепостного права и упразднение самодержавия.

После восстания 5 декабристов были приговорены к четвертованию. Верховный уголовный суд заменил его повешением. Остальные декабристы были поделены на разряды, приговорены к каторжным работам и пожизненному поселению. Судьбы 85 декабристов были связаны с Читой.

Было принято решение построить тюрьму для декабристов в Петровском Заводе, а до этого – держать их в Чите.

В Чите оформилась на словах артель взаимопомощи. Декабристов принято считать первыми кооператорами Забайкалья.

На содержание декабристов было определено правительством 6 копеек медными деньгами в сутки и 2 пуда муки в месяц. «Разумеется, этого не могло доставать не только на все содержание, но даже и на одну пищу. Но некоторые из нас привезли с собой деньги, отданные ими коменданту, к тому же дамы, со своей стороны, радушно уделяли часть своих денег, то из всего этого составилась артельная сумма, которая и расходовалась на общие наши потребности», - так писал впоследствии Н. В. Басаргин.

В Читинском остроге, оторванные от привычной жизни, брошенные в экстремальные условия в полном смысле, на выживание, декабристы организовали свою жизнь на артельных началах. Они с воодушевлением занялись обустройством быта, налаживанием полноценного питания. Для этого организовали швейную мастерскую, слесарную, столярную; разработав целину, устроили парники и разбили гряды (по свидетельству М. Н Волконской, их было 105 и поливать которые приходилось каждый день).

Таким образом, декабристы постепенно научились сами обеспечивать себя самым необходимым. Навыки коллективного хозяйствования они приобретали в так называемой большой артели, созданной ими на договорных началах. По желанию каждый вносил в артельную кассу такой размер денежной суммы, которой он располагал. Коллективно закупали продукты, организовывали питание.

В артели с первых дней ее организации был налажен серьезный учет ее финансового состояния. Анализ ряда финансовых документов говорит о том, что ежегодный приход превышал расходы на содержание артели. То есть, не ставя перед собой цели получения прибыли, а лишь только обеспечения себя необходимыми продуктами и вещами, декабристы, тем не менее, вели дело прибыльно, а это ли не есть основная цель всякого предпринимательства – доходность дела, которое ты организуешь.

В 1830 году заканчивается Читинский период в жизни декабристов-каторжан. Их переводят в новую тюрьму в Петровском Заводе. Именно здесь произошло окончательное организационное оформление артели. Был разработан и принят на общем собрании 2 марта 1831 г. Устав Большой артели.

Это во всех отношениях примечательный документ. В 13 разделах и 106 параграфах Устава заключены организационные основы по сути дела потребительского кооператива.

Уже в первом его параграфе четко сформулированы цели создания артели: удовлетворение личных потребностей и покрытие общественных издержек путем сбора определенной суммы денег и возможностью «располагать ею с большей выгодой для артели».

Подчеркнем здесь слова «с большей выгодой» - это ведь тоже основной постулат любого предпринимателя. Годовая общественная сумма составлялась таким образом, чтобы не ущемить достоинство даже самых необеспеченных узников. Взнос определялся в 500 рублей, кто не имел 500 рублей, вносил столько, сколько мог. Демократичность этого параграфа устава налицо: независимо от внесенного паевого взноса каждый артельщик имел равные права с другими.

Поочередно ведя артельное хозяйство, декабристы получали навыки предпринимательской деятельности, приобретали опыт в торговых делах, стремились вести более выгодную закупку качественных товаров и припасов не только в Забайкалье, но и за его пределами.

Принципы, которые были положены в основу Устава, и сегодня не потеряли своей актуальности в кооперативном строительстве:

- добровольность,

- внесение пая,

- демократичность управления,

- право голоса (1 человек – 1 голос),

- продажа за наличный расчет.

С 1834 г. параллельно с Большой стала функционировать Малая артель. Цель ее создания – оказание помощи выходящим на поселение узникам. Она выполняла также функции ссудосберегательного банка, предоставляя ссуды рабочим, чиновникам, купцам и вообще всем нуждающимся в денежных средствах под сравнительно небольшие проценты (от 2% до 10% в год).

Таким образом, важнейшим итогом казематской жизни в Забайкалье следует считать впервые сложившиеся в тюремной практике артельные формы быта и занятий.

Артели как Большая, так и Малая - первое начинание предпринимательской деятельности декабристов.

По мере того, как заканчивались сроки каторжных работ, бывшие узники переходили на положение поселенцев. Часть из них была определена на поселение в нашем крае. И перед каждым остро вставала проблема: как обеспечить свою жизнь. Они были вынуждены заниматься хлебопашеством, торговлей, выращиванием скота, извозом. Робкие попытки заняться предпринимательством у многих декабристов успеха не имели. Пример тому хозяйственная деятельность П. В. Аврамова в Акше, которая приносила ему одни убытки.

А вот другой пример, положительный, когда в ведении дел наблюдается профессиональный подход, заинтересованность в развитии и своего собственного хозяйства и серьезный анализ перспектив развития хозяйства целого края. В 1833 г. на поселение в селение Сретенское был определен А. И. Вегелин. Интереснейшие мысли его о степени социального расслоения промыслового крестьянства, о прибыльности занятия скотоводством, организации банков изложены в письмах к родным.

С целью оградить производителя от ростовщического капитала, он предлагал завести в волости небольшие банки.

Дошедшие до нас документы позволяют судить о Вегелине как об одном из серьезнейших экономистов своего времени. Незаурядные знания и способности помогли ему успешно заниматься скотоводством в течение четырех лет, которые он провел на поселении в нашем крае.

В 1839 г. на поселение в Петровский Завод был определен И. И. Горбачевский. Тридцать шесть лет, до конца своих дней, прожил он в Петровском Заводе. Наибольшую пользу и признание принесло в апреле 1864 г. создание И. И. Горбачевским и его другом А. П. Першиным потребительского кооператива для рабочих и жителей Петровского Завода.

Его Устав был основан на демократических принципах: добровольное и открытое членство, доступный паевой взнос, продажа товаров всем гражданам, торговля только за наличный расчет, содержание кооперативной лавки в образцовой чистоте и опрятности, отчисление части дохода от торговли в фонд будущей народной школы.

Достоверных сведений о том, когда потребительский кооператив Петровского Завода окончательно прекратил свое существование, нет. Однако для нас важна не продолжительность его существования, а сущность его деятельности. Это был первый опыт создания независимой рабочей кооперации, которой был чужд дух торгашества, идеалами которой были взаимопомощь, товарищество, высокие идеи просветительства.

Есть дополнительная информация?
Партнёры